Дебиторская задолженность

База знаний
>
Бухгалтерский учет
>
Дебиторская задолженность

Дебиторской задолженностью называется сумма долгов, которую фирме обязаны выплатить физические либо юридические лица за ее продукцию или услуги. Дебиторская задолженность в бухгалтерском балансе является частью имущества предприятия, поскольку после погашения она оборачивается в денежную форму, тем самым увеличивая прибыль компании.

 

Механизм возникновения дебиторской задолженности

Образование дебиторской задолженности обычно связано с производственной необходимостью, поскольку у контрагентов возникает взаимный интерес:

  1. Фирма-заимодатель с помощью отсрочки оплаты увеличивает количество своих потенциальных покупателей.
  2. Организация, выступающая дебитором, приобретает возможность пользования товарами с рассрочкой платежа.

Сделки между контрагентами закрепляются с помощью договоров. В этих документах указываются даты и условия доставки продукции, а также сроки и способы оплаты.

Кроме долгов заказчиков за полученные товары или оказанные услуги в дебиторскую задолженность входят:

  1. Авансы, полученные подрядчиками и поставщиками.
  2. Денежные суммы, потраченные подотчетными лицами на определенные нужды.
  3. Выданные ссуды и займы.

Предприятие должно контролировать размеры своей дебиторской задолженности, поскольку ее увеличение из-за недобросовестных партнеров способствует ухудшению финансовой ситуации.

 

Типы дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность классифицируется:

  1. По сроку погашения:

а) краткосрочная, требующая погашения в течение 12 месяцев;

б) долгосрочная, которая ожидается к выплате не ранее чем через 12 месяцев.

  1. По поступлению оплаты:

а) нормальная, назначенный срок расчета которой еще не наступил;

б) просроченная, которая не была оплачена в установленный договором срок:

  • ожидаемая, срок возврата которой согласован с покупателем;
  • сомнительная, имеющая небольшую вероятность погашения;
  • безнадежная, не предусматривающая оплату долга.  

 

Методы снижения дебиторской задолженности

Стремительный рост долгов от контрагентов может привести не только к уменьшению доходов предприятия, но и к его банкротству. Именно поэтому руководителям фирм необходимо использовать следующие методы управления дебиторской задолженностью:

  1. Осуществление сделок только на выгодных условиях.
  2. Поощрение добросовестных клиентов с помощью системы скидок.
  3. Проведение анализа издержек, вызванных дебиторской задолженностью.
  4. Составление рейтинга потребителей, исходя из анализа их платежеспособности.
  5. Уведомление дебиторов о текущих задолженностях в телефонном режиме или в письменном виде.
  6. Временное или полное приостановление сотрудничества с недобросовестными клиентами.

             

Эта статья оказалась полезной для вас?
Система Orphus