Дебиторской задолженностью называется сумма долгов, которую фирме обязаны выплатить физические либо юридические лица за ее продукцию или услуги. Дебиторская задолженность в бухгалтерском балансе является частью имущества предприятия, поскольку после погашения она оборачивается в денежную форму, тем самым увеличивая прибыль компании.
Механизм возникновения дебиторской задолженности
Образование дебиторской задолженности обычно связано с производственной необходимостью, поскольку у контрагентов возникает взаимный интерес:
- Фирма-заимодатель с помощью отсрочки оплаты увеличивает количество своих потенциальных покупателей.
- Организация, выступающая дебитором, приобретает возможность пользования товарами с рассрочкой платежа.
Сделки между контрагентами закрепляются с помощью договоров. В этих документах указываются даты и условия доставки продукции, а также сроки и способы оплаты.
Кроме долгов заказчиков за полученные товары или оказанные услуги в дебиторскую задолженность входят:
- Авансы, полученные подрядчиками и поставщиками.
- Денежные суммы, потраченные подотчетными лицами на определенные нужды.
- Выданные ссуды и займы.
Предприятие должно контролировать размеры своей дебиторской задолженности, поскольку ее увеличение из-за недобросовестных партнеров способствует ухудшению финансовой ситуации.
Типы дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность классифицируется:
- По сроку погашения:
а) краткосрочная, требующая погашения в течение 12 месяцев;
б) долгосрочная, которая ожидается к выплате не ранее чем через 12 месяцев.
- По поступлению оплаты:
а) нормальная, назначенный срок расчета которой еще не наступил;
б) просроченная, которая не была оплачена в установленный договором срок:
- ожидаемая, срок возврата которой согласован с покупателем;
- сомнительная, имеющая небольшую вероятность погашения;
- безнадежная, не предусматривающая оплату долга.
Методы снижения дебиторской задолженности
Стремительный рост долгов от контрагентов может привести не только к уменьшению доходов предприятия, но и к его банкротству. Именно поэтому руководителям фирм необходимо использовать следующие методы управления дебиторской задолженностью:
- Осуществление сделок только на выгодных условиях.
- Поощрение добросовестных клиентов с помощью системы скидок.
- Проведение анализа издержек, вызванных дебиторской задолженностью.
- Составление рейтинга потребителей, исходя из анализа их платежеспособности.
- Уведомление дебиторов о текущих задолженностях в телефонном режиме или в письменном виде.
- Временное или полное приостановление сотрудничества с недобросовестными клиентами.