Амортизация

Амортизация — частичное включение расходов на покупку основных средств и нематериальных ресурсов в стоимость продукции. Собственники бизнеса и контролирующие органы имеют возможность отслеживать состояние основного капитала. Постепенная компенсация затрат позволяет управлять ситуацией независимо от движения активов компании.

Для определения целевого назначения сумм используют выражение «амортизационные отчисления». Средства принято отображать в балансе (и иных документах) в национальной денежной единице (рублях).

Что влияет на амортизацию?

Величину отчислений определяют с учетом длительности использования конкретного ресурса. Амортизационные фонды — все затраты организации на приобретение изнашиваемых средств применительно к конкретной дате. Чаще периодом подведения итогов служит календарный год. Термин применяют к недвижимому имуществу, оборудованию и иным производственным мощностям.  

На величину амортизации влияют факторы:

  1. ситуация на рынке и в стране:
  • появление более производительного оборудования;
  • активные действия конкурентов (демпинг),
  • рост или обесценивание национальной валюты;
  1. физический или моральный износ активов, примеры:
  • покупка более прогрессивного программного обеспечения, внедрение которого требует замены устаревших компьютеров;
  • сокращение срока эксплуатации мощностей из-за аварии;
  • увеличение продолжительности работы агрегатов за счет бережного отношения и точного соблюдения рекомендаций по обслуживанию.

Как рассчитывают амортизационные отчисления?

Итог — результат сложения всех возмещений на износ (для конкретных объектов). Годовую амортизационную норму (А) определяют как разницу между балансовой (Ф) и ликвидационной (Фл) стоимостью, разделенную на величины:

  • продолжительность использования, указанную в техническом описании предмета (Тн) или нормативных документах;
  • цену в балансе (Ф).

Амортизационные отчисления принято обозначать в процентах, поэтому полученное по формуле число умножают на 100.

Балансовая стоимость (Ф) включает в себя расходы на покупку, транспортировку, растормаживание и иные статьи, связанные с введением объекта в эксплуатацию. Компонент Фл — планируемая выручка от продажи (на конкретный период времени).

В зависимости от обстоятельств, применяют разные методики подсчета амортизационных сумм. Примеры:

  • начисления: по объему выполненных работ, аннуитетный или линейный способы;
  • вариант, при котором учитывают реальный срок использования ресурса.

Кроме бухгалтерского учета, амортизация фигурирует в налоговой отчетности. За счет рассматриваемой статьи баланса организации снижают отчисления на прибыль.

Эта статья оказалась полезной для вас?
Ещё статьи по этой теме
АкцизСальдоАвансАктивы
Система Orphus