Микрообучение — новый формат обучения сотрудников организации или компании, который все чаще используется современным бизнесом. Но как создать действительно эффективный курс микрообучения?

Такой формат удобен как самим компаниям, так и их работникам с точки зрения затраченного времени, легкости организации и точности преподнесения информации. Он особенно привлекательно для корпораций, в которых темп работы превышает среднерыночный, — благодаря микрообучению сотрудники могут получить важную информацию точно в срок и в удобном для себя темпе.

Посредством стратегии микрообучения может быть реализовано как формальное, так и неформальное обучение сотрудников. Хотя традиционно такой формат более распространен в неформальных учебных сценариях. В большинстве случаев микрообучение ориентируется на личностный подход к ученику, поскольку именно он обеспечивает передачу информации, основанную на потребностях конкретного ученика в максимально короткий промежуток времени. В результате сотрудник не перегружен информацией, а знания усваиваются лучше.

С точки зрения самого бизнеса, микрообучение — привлекательное вложение, поскольку оно позволяет быстро и доступно обучить персонал необходмимым навыкам. Из-за своей небольшой продолжительности микрообучение требует меньших финансовых затрат, нежели традиционное электронного обучение. Быстрота и доступность данного метода обучения также влияет и на другие затраты: на разработку и обновление курсов микрообучения будет затрачен минимум временных и человеческих ресурсов.

С другой стороны, создать действительно эффективную программу микрообучения — совсем не легкая задача. Чтобы она получилась компактной, актуальной и легкой для восприятия, информация должна быть подана таким образом, который был бы увлекательным и восполнял необходимые пробелы в знаниях ученика.

Мы выделили несколько этапов создания эффективной программы микрообучения.

1. Знание целевой аудитории
Прежде чем выбирать стратегию обучения нужно составить портрет вашей целевой аудитории, то есть потенциальных учеников. Помимо ключевых характеристик стоит учитывать и то, что в современном мире уровень концентрации внимания относительно низок. Если вы примите во внимание эот факт, ваша программа микрообучения станет более гибкой и способной подстроиться под нужды любого ученика.

2. Точная цель обучения
Цели обучения — это набор определенных результатов, которых ваши ученики должны достигнуть в конце курса. Чтобы быть действительно эффективной, программа микрообучения должна быть сфокусирована только на одной четкой цели. Определив ее, вы сможете выстроить другие, более узкие цели. Для того, чтобы главная цель была достижима, попробуйте просчитать действительно ли она сможет привести к требуемому изменению поведения учащихся.

3. Обучение путем практики
Контент, который используется в традиционных курсах онлайн-обучения, не может быть использован на курсах микрообучения. Это происходит потому, что ученики микрокурсов должны иметь возможность применять изучаемую информацию сразу на деле, ведь их главная цель — восполнить пробелы в своих знаниях или в техниках работы. Чтобы это стало возможным, вы должны представить свой контент таким образом, чтобы учащиеся были вовлечены в сам процесс обучения. Микрообучение невозможно сделать эффективным, если вы просто добавите интерактивные элементы и видео-ролики, не изменив при этом содержание самих материалов.

4. Обязательный к изучению материал
Сосредоточение на обязательном материале — золотое правило создания эффективной программы микрообучения. В идеале, курс микрообучения должен длиться от пяти до десяти минут. В отличие от традиционных курсов онлайн-обучения, здесь вы не имеете возможности постепенно наращивать контент по степени сложности или важности материала. В микрообучении вы должны быть гораздо более точным и четким, предоставляя краткое введение и затем сразу переходя к главному пункту.

Для того, чтобы создать эффективную программу микрообучения, вам необходимо четко разграничить контент, обязательный для изучения, и контент, который тоже полезен, но представляет меньшую важность. Фокусируйте обучение на обязательном контенте, а затем предоставляйте ссылки на дополнительный контент, который можно будет изучить позже в свободное время.

5. Примеры из реального мира
Быстрое и качественное усвоение материала — залог эффективности микрообучения. Чтобы достичь этого, ученики должны быстро схватывать и действительно понимать суть контента. Именно поэтому использование заранее продуманных сценариев, реальных примеров и тестирование образовательных материалов — крайне важное условие. Все это сделает процесс обучения эффективнее и даст ученикам возможность лучше проводить ассоцииации. В результате, усвоение знаний будет проходить в разы быстрее и эффективнее.

Тем не менее, не обременяйте свои материалы излишними деталями и не добавляйте слишком много сюжетных линий. Пусть все будет кратко, ясно и по делу. В противном случае, ученик будет просто перегружен информацией, а главная цель курса не будет достигнута.

6. Развитие историй учащихся
Эффективное микрообучение — это вовлечение учеников в процесс с самого начала. Однако учтите, что информация будет откладываться у них только тогда, когда они смогут применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Именно поэтому ваш курс должен пробуждать в людях любопытство и заставлять их думать.

7. Интерактивные материалы
Включайте в курс различные мультимедийные элементы, такие как видео, инфографику и демо-версии. Это не только разбавит ваш контент, но и поможет запоминать большие потоки новой информации. 

Качественно сделанный визуальный ряд (видео-ролики, изображения и графика) неизменно производят сильное впечатление на учеников. Аудио же помогает лучше воспринимать и усваивать информацию. Чтобы облегчить процесс восприятия учебных видео, сделайте возможным контроль просмотра роликов: включите такие функции, как сделать паузу, перемотку и воспроизведение видео.

Такой тип преподнесения информации как инфографика создает очень мощный визуальный эффект и помогает в визуализации и запоминании информации. Используйте завораживающие, визуально привлекательные изображения, чтобы выделить и обозначить ключевые моменты учебной темы. 

Интерактивные презентации также очень эффективны для курсов микрообучения, поскольку дают учащимся возможность активно участвовать в процессе обучения. 

8. Активная речь
Если вы ведете микрокурс или записываете видео, ваша речь должна быть еще более ясной, четкой, активной и располагающей к обсуждению, чем если бы у вас был целый месяц на проведение занятий. Поскольку идея микрообучения состоит в том, чтобы сохранять простой и целенаправленный характер, старайтесь избегать объемных рассказов и лекций. Тон вашего голоса должен быть легким и душевным — именно так вы поможете ученикам расслабиться и лучше воспринять учебный материал.

***

Микрообучение поистине является обучением будущего. Современные учащиеся очень ограничены во времени, и, повторимся, уровень концентрации их внимания относительно низок. Они хотят, чтобы информация была подана компактно, чтобы ее можно было изучать на ходу, в любое время дня и недели, на любом устройстве. Для удовлетворения их потребностей, программа микрообучения должна быть построена максимально эффективно и нескучно. Дизайн должен быть визуально привлекательным, а контент — точным. Тем не менее, следует помнить, что микрообучение вовсе не является заменой традиционного онлайн-обучения, а, скорее, лишь одним из дополнений в смешанной программе обучения.