Жизненный цикл товара (ЖЦТ)

База знаний
>
Финансы
>
Жизненный цикл товара (ЖЦТ)

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – это период времени, на протяжении которого товар (услуга) существуют на рынке. Концепция ЖЦТ основана на том, что рано или поздно конкретная продукция на рынке вытесняется другой, хотя есть исключения из правил. Может применяться  к виду товара, его типу, торговой марке или конкретной модели.

Фазы ЖЦТ

Фазы жизненного цикла товара характеризуют его положение на рынке: цены, количество, спрос и маркетинговую политику. Традиционная кривая учитывает рост/снижение прибыли в зависимости от выхода продукта в торговлю и прекращения его производства.

Выделяют следующие этапы:

  1. Внедрение. Как только товар выходит на рынок, фирма может терпеть убытки, поскольку продукт мало узнаваем. Цены пока небольшие, ведь нужно завлечь максимальное количество клиентов.
  2. Рост. Характеризуется увеличением спроса, ведь товар начали признавать покупатели. Производитель получает высокую прибыль, увеличивается средний темп роста. Часть полученных доходов перенаправляется на конкурентную борьбу.
  3. Насыщенность. Рынок становится перенасыщен товаром, поэтому продукт менее затребован. Продажи прекращают расти, а в торговой сети, как правило, появляется конкретная ассортиментная линейка с различным диапазоном цен.
  4. Упадок. Спрос на товар снижается из-за того, что изделие перестаёт интересовать потенциального покупателя («старение», лучшие и более современные модели у конкурентов). На данном этапе существует несколько вариантов пути: либо переформатировать продукт, изменив его конструктив и дизайн, либо перестать его выпускать.

Следует заметить, что не все товары строго следуют представленным выше этапам. К примеру, некоторые варианты продукта не испытывают фазу внедрения, сразу замещая спрос на конкурирующий товар (флешки, смартфоны, ноутбуки и другие инновационные изделия, созданные на базе современных технологий).

 

Маркетинговая политика

На этапе внедрения потребуется увеличить издержки на рекламу, ведь о вашем товаре мало кто знает. На стадии роста расходы на рекламу стабилизируются, а вот в период спада они приводят к уменьшению прибыли, поскольку не приносят желаемого результата.

Как только спрос на товар начинает снижаться, рекламисты стараются подтверждать правильность выбора клиента. В текстах и сюжетах появляется акцент на:

  •  качество товаров и сырья;
  •  работу с надёжными поставщиками;
  •  имидж фирмы.

 

Длительность жизненного цикла

Следует заметить, что ЖЦТ не является одинаковым для разных стран. К примеру, в России он более продолжителен, чем в США или Европе. Также существует зависимость длительности цикла от варианта товаров. К примеру, для сырья он достаточно длинный, для готовых изделий – более короткий, а для высокотехнологичных товаров достигает всего 2-3 года.

Эта статья оказалась полезной для вас?
Система Orphus