Маржа

Маржа - термин, который распространён в банковском и небанковском секторе. Предполагает разность между процентной ставкой, установленной по кредитам и депозитам. Является показателем прибыльности учреждения, возрастание такого процента свидетельствует об эффективной работе.

Банковская маржа

Термин маржа относиться к различным видам деятельности – банковской, страховой, брокерской и торговой. Показатель может выражаться как  в абсолютных величинах, так и относительных (к примеру, прибыль и рентабельность продаж в торговле).

Следует заметить, что банковская маржа может исчисляться не только по кредитно-депозитному портфелю. К примеру, в банковской практике по заставным кредитам аналитики рассчитывают гарантийную маржу, которая являет разность между оценкой материального кредитного обеспечения и суммой займа.

Ещё одним неотъемлемым показателем маржи, определяющим надёжность и эффективность работы финансового учреждения, выступает чистая банковская маржа. Она рассчитывается путём отнимания от чистых процентных доходов банков процентные расходы по своим обязательствам. За основу принимают фактические данные отчётного периода или же делают прогноз на будущий.

Пример 1

Финансовое учреждение в прошедшем периоде получило чистый доход в размере 1200 тыс. долларов, расходы по обязательствам составили 1000 тыс. долларов, активы банка – 5128 тыс. долларов. Каким будет процент чистой маржи?

Расчёт: (1200-1000)*100%/5128=3,9%.

Это означает, что маржа составила 3,9%

Как видите, чистая маржа – это ни что иное, как обычная рентабельность в банковском секторе.

В мировой банковской системе в качестве нормы принято считать интервал 3,2-4,6%. Если же брать Российскую Федерацию, то средний показатель чистой маржи достигает отметки в 6%, что свидетельствует о чрезмерной доходности финансового сектора.

Подмена понятий в отечественной и европейской торговле

Термин «маржа» в России также приемлем для торговли. Но наши соотечественники отождествляют её с чистой или валовой прибылью. Западные аналитики с маржой ассоциируют рентабельность продаж, что полностью соответствует теоретическим основам экономики, обеспечивая возможность предприятию «реально» оценить свою работу.

Некоторые люди, только начинающие изучать экономику и не имеющие финансового образования, зачастую называют торговую наценку маржой. Но эти показатели абсолютно разные. Давайте разберёмся на следующем примере.

Пример 2.

Вы занимаетесь перепродажей товаров. Расходы на закупку составили 100 рублей. Цена продажи установлена на уровне 120 рублей. Какой будет торговая маржа и торговая наценка?

Расчёт: Торговая наценка = (120-100)/100% = 20%

Торговая маржа = (120-100)*100%/120=17%

Как видите, абсолютно разные показатели.

Эта статья оказалась полезной для вас?
Система Orphus