Термин «единорог» (unicorn) впервые прозвучал в 2013 году и стал одним из самых часто употребляемых инвесторами понятий. Предприниматель Эйлин Ли применила данный термин в своем эссе по отношению к компаниям, капитализация которых за пять лет выросла до одного миллиарда долларов. Тогда это было редкостью.
На сегодняшний день компании-единороги – это стартапы, оценка которых за короткий срок возрастает до $1 млрд и выше. В их число входят Uber, Airbnb, Palantir, WhatsApp, Tesla, Xiaomi. По данным веб-сайта Venture Beat, всего на планете насчитывается 229 «единорогов». 52% миллиардных стартапов находятся в Калифорнии. А вот компании с оценочной стоимостью от $10 миллиардов обозначают термином «декарог».
Для того чтобы создать компанию на миллиард, необходимо иметь крепкий фундамент: организовать команду трудолюбивых людей, четко определить цель работы, сотрудничать с инвесторами. При этом важную роль играет наличие опыта в создании бизнеса. Новичкам труднее добиться успеха.
Чаще всего такие стартапы развиваются в сферах программного обеспечения (интернет, электронная коммерческая деятельность). Благодаря им, обычные повседневные вещи делаются быстрее и с приложением меньших усилий, становятся экономичнее и эффективнее.
«Единороги» используют бизнес-модели, которые позволяют с большой скоростью охватывать много конечных пользователей. Чего не сказать об обычной компании. Главное для «единорога» – стать нацеленным на широкую аудиторию, а стратегия монетизации, по которой он работает, должна обеспечивать миллиардную прибыль. Например, выручка мессенджера WhatsApp составила $22 млрд.
Ярким примером стартапа-единорога стала американская компания Uber, которая создала удобное мобильное приложение для вызова такси. Ее оценка составляет $68 млрд. Клиент имеет возможность быстро заказать поездку, узнать расчетную стоимость и отследить путь передвижения машины к указанной точке. Привлекает низкая стоимость Uber-такси, по сравнению с другими службами.
Основные советы по созданию единорога
Чтобы превратить свою компанию в «единорога», необходимо придерживаться некоторых правил.
- Первым делом нужно придумать идею, нацеленную на решение проблемы или задачи, которая будет востребована обществом.
- Детально расписать план ведения бизнеса, учитывая рыночные каналы, типы партнерства.
- Сначала можно попробовать создать пробную версию продукта или услуги, характерной особенностью которого будет наименьшая функциональность. Учитывая отзывы клиентов, поработать над улучшениями.
- Предусмотреть способы решения критических ситуаций, и позаботится о том, кто будет принимать в этом участие. Важно, чтобы при этом не были затрачены силы самой компании.
- Необходимо проделать шаги к выходу на уровень платформы.