Доля рынка - это процентная часть от всего объема какого-либо рынка (товаров, услуг).
Количественный показатель доли рынка определяется процентным соотношением показателей объема продаж, к общему объему продажи товаров той же категории на рынке. Доля рынка показывает способность компании влиять на спрос и предложение на рынке, также демонстрирует положение бизнеса относительно конкурентов.
Доля рынка — один из важнейших показателей эффективности деятельности компании, однако не единого метода ее измерения.
Доля рынка может определяться двумя способами:
- в натуральном выражении (штучном выражении);
- в стоимостном выражении.
Доля рынка в натуральном выражении — количество единиц товара, проданного конкретной компанией в процентном соотношении к общему объему продаж на рынке, выраженное в тех же единицах.
Доля рынка по штучным продажам (%) = Штучные продажи / Объем штучных продаж по всему рынку (количество)
Доля рынка в стоимостном выражении. Доля рынка по объемам продаж отличается от доли штучных продаж на рынке тем, что она отражает цены, по которым продаются товары.
Доля рынка по объемам продаж (%) = Объем продаж (руб) / Общий объем продаж на рынке