Гудвил

Гудвил – это оценочная стоимость нематериальных активов компании (предприятия, холдинга, консорциума), его деловая и бизнес-репутация, наработанные контакты и постоянные клиенты. Иными словами, гудвил – это денежная оценка и стоимость бизнес-репутации субъекта хозяйственной деятельности. Достаточно часто гудвил в денежном эквиваленте, используется при купле/продаже компании, при франчайзинге или коммерческой концессии.

В практической деятельности это выглядит следующим образом. Учредители компании принимают решение о ее продаже, назначают цену и подыскивают покупателя. Покупатель сразу обращает внимание на материальные активы – основные и оборотные средства, дебетную и кредитную задолженности, обязательства перед бюджетом и контрагентами. Помимо этого, покупатель интересуется нематериальными активами – наличие торговой марки, инновационных разработок и ноу-хау, наличие постоянных покупателей или поставщиков. Если это у компании, которая решила сменить собственников, имеется, а бренд «раскрученный» и популярный, то стоимость ее значительно увеличивается. Она будет стоить намного дороже, если даже у нее на балансе нет основных средств производства, но зато есть имя, популярность и известность.

Примеры расчёта

В качестве примера можно привести историю с приобретением автогигантом Ford известной торговой марки – бренда Jaguar за 1 млрд. 600 млн. долларов. При совершении сделки были оценены все стоимостные показатели, и 600 млн. долларов выплачено за материальные активы, а 1 млрд. долларов, за нематериальные. Нематериальная составляющая бренда Jaguar значительно превысила его основные и оборотные средства.

Как экономическая величина, гудвил получает денежную оценку и ставится на баланс компании, в момент, когда происходит смена собственника (отчуждения компании). Однако эта общепринятая традиция может быть частично нарушена, и при увеличении уставного фонда, переоценена и поставлена на баланс компании. Стоимость гудвила не учитывается в валовых расходах и не подлежит амортизации. Это достойная плата за связи, наработки, престиж и популярность.

Стоимость нематериальных активов учитывается, когда происходит заключение договора коммерческой концессии (франчайзинга). Отдавая в аренду свой бренд, свою привлекательную витрину, собственник торговой марки не всегда получает оплату за предоставленное оборудование или униформу персонала. Ему платят за узнаваемость компании, ее популярность в конкретном сегменте рынка товаров и услуг. Естественно, что чем больше известна и популярна торговая марка, тем больше шансов у арендатора получения высокого и стабильного дохода.

 

Методы расчёта Гудвилла

Методы, применяемые при расчете гудвила, базируются на двух основных критериях:

  • сверхприбыльности;
  • балансовости.

В первом случае, сверхприбыльность позволяет получать более высокий доход от продажи брендированного товара, чем от обычного, не имеющего яркой этикетки или логотипа.

Во втором варианте, гудвил рассчитывается как общая стоимость бизнеса за вычетом его материальных активов.

Если компания обладает собственным брендом, который к тому-же узнаваем и популярен, то шансов получать высокий и стабильный доход у нее намного больше, чем у товаропроизводителя без торговой марки.

 

Эта статья оказалась полезной для вас?
Система Orphus