Аудит – это не что иное, как проверка финансовой отчётности конкретно взятого предприятия независимыми экспертами, которые досконально владеют бухгалтерским учётом и особенностями составления отчётов. Она также может распространяться на проекты, реализуемые компанией, и производственные процессы. Аудит помогает руководству выявить недочёты в работе бухгалтеров, что минимизирует штрафы, установленные Налоговой и другими контролирующими органами.
С какой целью проводится аудит?
Нельзя отождествлять аудит с контрольной проверкой. Дело в том, что самая главная задача нанятых аудиторов – выявить ошибки и помочь их ликвидировать.
Цели аудиторской проверки:
- сохранение имиджа фирмы (ведь налоговая инспекция более лояльно относится к организациям, пригласившим аудитора);
- проверка отчётности, определение ошибок и правильная трактовка отдельных статей налогового кодекса;
- минимизация штрафов со стороны контролирующих органов;
- разработка конкретных рекомендаций по устранению проталин в ведении бухгалтерии.
Виды аудита
Конечно же, можно провести внутренний аудит, собрав представителей своей фирмы и поручив им конкретное задание. Но в большинстве случаев компании обращаются к сторонним организациям, которые получили лицензию на предоставление подобного рода услуг (внешний аудит).
После своей работы независимый аудитор выдаёт заключение, не обязательно в положительном ключе. Руководитель, неудовлетворённый результатами проверки, может требовать от представителя аудиторской компании повторной процедуры, но услуги специалиста он должен оплатить в полном объёме (заключается договор на предоставление аудиторских услуг).
Аудитор всего-навсего выражает своё мнение о некоторых аспектах работы компании. Он, как и все люди, может допускать ошибки. Поэтому если руководство компании не удовлетворено работой стороннего представителя, можно подать на него в суд.
Аудит качества
В последнее время всё чаще отечественные предприятия, перенимая западные традиции, заказывают аудит качества. Подобная проверка предполагает исследование:
- стратегии предприятия на предмет её эффективности;
- конкурентоспособности основной группы товаров и спроса на рынке;
- эффективность деятельности за предыдущий период;
- производственных процессов;
- системы управления персоналом;
- и многое другое.
На основе полученной информации составляется комплексная оценка выбранной стратегии и выдаётся заключение о целесообразности её применения в дальнейшем. Кроме того, на базе имеющихся данных специалист прогнозирует ожидаемый результат – прибыль и рентабельность.