6 сигм - это концепция управления производством, служащая для измерения и повышения производительности компании посредством выявления дефектов в бизнес-процессах.
Концепция было разработана корпорацией Motorola в 1986 году. Более широкое применения приобрела в середине 90-х годов после того, как американский предприниматель Джек Уэлч применил её как ключевую стратегию в General Electric.
Уровень безошибочности производственного процесса в этом методе определяется по числу (сигма), которое представляет собой удельный вес бездефектной продукции в процентах на выходе процесса. В корпорации Motorola на 1 млн операций приходится 3,4 дефекта или 99,99966 % случаев без дефектов.В корпорации Motorola достижение показателя качества 6 для всех производственных процессов определено в качестве цели, отсюда и пошло наименование концепции.
Основные элементы управления процессами по концепции 6 сигм включают в себя:
- определение процессов, ключевых требований потребителей и владельцев процессов;
- измерение показателей, характеризующих выполнение всех требований;
- анализ результатов и совершенствование механизмов управления процессами;
- контроль исполнения процессов и принятие мер по устранению проблем или отклонений от установленных требований.