SMART-цели: постановка, достижение, примеры
«Умные» цели позволяют эффективнее и с большей вероятностью достигать результатов. Результатов как личных, так и для больших компаний. SMART — аббревиатура, скрывающая пять критериев, которыми обладает такая цель:
- Specific;
- Measurable;
- Achievable;
- Relevant;
- Time-related или time-bound.
Разберём каждый из них. Цель должна быть:
Specific
Конкретной. Чем конкретнее задача, тем легче её выполнить и тем больше шансов, что она будет выполнена правильно.
Например: купить автомобиль — купить автомобиль Mercedes Benz E-класса, седан, 2016 года выпуска.
Measurable
Измеряемой. Цель можно не только конкретизировать, но и измерить, закрепить за ней какие-то единицы, проценты.
Например: купить автомобиль Mercedes Benz E-класса, седан, 2016 года выпуска за 2 млн. 800 тыс.
Achievable
Достижимой. Нужно оценивать личные возможности или возможности компании: способен ли я (компания) выполнить эту задачу? Какие затраты придётся понести?
С «Мерседесом» достижимость желающий его купить определяет по содержимому его кошелька.
Relevant
Полезной, релевантной. Приносит ли пользу цель? Что будет, когда я (мы) её выполню(им)?
Например: стану ли я счастлив, если куплю «Мерседес»?
Time-bound
Ограниченной по времени. В какие сроки нужно выполнить цель? Они должны быть точно установлены.
Например: купить автомобиль Mercedes Benz E-класса, седан, 2016 года выпуска к февралю 2018 года.
Как ставить SMART-цели?
Ставить SMART-цели помогают наводящие вопросы. Некоторые из них уже были показаны выше.
Specific
- Какой результат будет получен?
- Что нужно сделать?
- Полезно также уточнять, каким образом сделать.
Measurable
- В чём измеряется результат?
- Если это рост («на 5% выше», «на 9 млн. больше»), то относительно чего?
Achievable
- Хватит ли сил и возможностей выполнить задачу?
- Достаточно ли ресурсов, чтобы достигнуть цель?
Relevant
- К чему приведёт выполнение этой цели? Какие выгоды оно приносит?
- Как отнесётся (отнеслось бы) начальство к такой цели?
- Чем так ценна задача?
Time bound
- В какие сроки возможно выполнить задачу?
- Сколько времени потребуется?
Все эти критерии и вопросы выглядят просто. И достаточно просто ставить и выполнять SMART-цели, если работать с ними для саморазвития, повышая личную эффективность. Сложнее, когда такие цели ставятся на уровне крупных компаний. Здесь помогает каскадирование.
Каскадирование задач
Каскадирование заключается в распределении задач компании по четырём уровням.
- Определение директорами нескольких глобальных целей на год.
- Превращение их в SMART-цели для нижестоящих отделов.
- В соответствии с этими SMART-целями подразделения разрабатывают свои SMART-цели.
- Сотрудникам формируются индивидуальные задачи.
Применение. Когда SMART-цели не достигаются?
Идея постановки по SMART появилась со статьи в 1981 году, в которой Джордж Доран возмущался неумению менеджеров ставить цели своим подчинённым и предлагал новую модель. С этого момента прошло более 30-ти лет, теперь SMART-цели подходят не везде.
Они отлично вписываются в управление большими компаниями, для которых, как для огромного корабля, необходимо заранее намечать курс. Это же относится к таким сферам, как производство и управление проектами, где не составит труда спланировать ситуацию на ближайший год.
Тем компаниям, которые больше напоминают не гигантский лайнер, а небольшой парусник, будет труднее наметить чёткий курс. Слишком много помех, непредвиденных обстоятельств, перемен могут сбить их с пути. В таком случае SMART-цели не выполняются, а наиболее подходящими будут гибкие методы планирования и управления. Это же касается сферы маркетинга, IT, где нужно успевать реагировать на изменения.
В то же время для повышения личной эффективности постановка задач по методу SMART вполне подходит. Она также используется в тайм-менеджменте, как способ достижения целей. Использовать это удобно как для себя, так и для мотивации сотрудников.
Примеры SMART-целей
Пример постановки личной цели был показан выше. Сложности могут возникнуть, если ставить SMART-цели для рабочего коллектива.
Поднять прибыль на x
Допустим, компании или отделу поставлена цель поднять прибыль.
- Specific: поднять прибыль компании за счёт увеличения количества продаж товаров серии X.
- Measurable: поднять годовую прибыль компании на 40% относительно прошлогодней за счёт увеличения количества продаж товаров серии Х на 50.
- Achievable: количество сотрудников и уровень их квалификации достаточны, чтобы осуществить цель, а предыдущий рост прибыли также показывает возможность осуществления.
- Relevant: цель вполне соответствует целям компании.
- Time Bound: выполнить цель планируется к концу этого года.
Это пример глобальной цели. Руководители на основе неё, конкретизируя, составляют цели для отделов.
Увеличить симпатию клиентов или повысить знания сотрудников
Такие задачи с виду конкретизировать гораздо тяжелее: нельзя же точно измерить, насколько клиенты вас любят и насколько каждый работник образован. Однако можно поставить следующие цели: повысить уровень удовлетворённости клиентов на 50% и увеличить число сотрудников, прошедших курсы повышения квалификации, до 80%. Если привязать эти цели к дате, то они будут соответствовать методике SMART.
Комментарии (0)