Деловую литературу активно читает практически каждый, кто стремится к саморазвитию и повышению своего профессионализма. Бизнес, маркетинг, деловой этикет, ведение переговоров, финансы — тысячи и тысячи книг предлагают решения, объяснения, инструкции и чек-листы. Многие люди стараются брать объемом, полагая, что секрет знаний и навыков — в количестве прочитанных книг. Читая по две книги каждую неделю, есть вероятность разочароваться через полгода. Зачастую кроме длинного списка прочитанной литературы, поводов для гордости больше не становится — навыки и знания не появляются в нужный момент, а гениальные советы забываются после последней главы.

 книги

Как читать деловую литературу, чтобы она приносила пользу? Чтобы в голове не возникало сумбурных клубков из идей и рекомендаций, подход к бизнес-книгам должен существенно отличаться от чтения художественной литературы. Практическую пользу от страниц можно вынести, если разборчиво подходить к выбору книг, конспектировать важные идеи и анализировать материал после прочтения. Подробные рекомендации по получению максимальной пользы от деловой литературы, читайте ниже.

 

Главные правила чтения бизнес-литературы

Чтобы получить пользу от подобной литературы, необходимо постоянно держать в голове, что это — не художественная литература. Почитать книгу по управлению персоналом в метро или пособие по анализу конкурентов во время обеденного перерыва не получится — в голове не задержится ничего. Есть общие правила, которые формируют рациональное отношение к бизнес-литературе и помогают с самого начала подойти к самообразованию эффективно.

 

Тщательно выбирайте книги по бизнесу. В большинстве своем книги западных авторов характеризуются большим количеством практических примеров, в то время как российские произведения часто грешат многословными рассуждениями об очевидных вещах. Почитайте рецензию, просмотрите содержание и пролистайте несколько глав — это сразу бросится в глаза.

Отдавайте предпочтения бумажным книгам, чтобы можно было делать пометки карандашом. Книга с пометками не становится менее ценной, а при следующих прочтениях значительно упросит ориентацию в тексте. Если вы читаете книги в электронном варианте, воспользуйтесь закладками, заметками в Evernote, Instapaper или Pocket.

Прочитав книгу, напишите на нее краткое резюме. Именно напишите самостоятельно, а не найдите — постарайтесь вспомнить важные детали, повторить структуру. Обязательно отметьте, какие из идей все еще актуальны, а какие могли стать нерелевантными — в отличие от классической художественной литературы, даже самые великие бизнес-книги могут устаревать.

Относитесь скептически даже к самым авторитетным авторам — это не значит сомневаться в каждом слове, лишь анализировать всю входящую информацию. Ни в одной книге нет универсальной инструкции и стратегии, всегда учитывайте особенности сферы, рынка и специфики. Анализировать успешный опыт полезно, но стараться его в точности повторить — неэффективно. 

Систематизируйте свое чтение — в отличие от художественных книг, не стоит ждать подходящего настроения. Деловая литература зачастую не относится к интересной, ни к захватывающей — поэтому самодисциплина здесь очень важна. Составляйте списки книг для прочтения, выделяйте в своем графике определенное количество часов для чтения. Ставьте себе измеримые цели — например, 300 страниц в неделю.

Рассказывайте о прочитанном людям, которые интересуются этой же тематикой. Это позволяет поддерживать мотивацию и лучше усваивать информацию, кроме того, есть возможность услышать новое интересное мнение.



Четыре подхода к чтению книг

Согласно работе Мортимера Адлера, существует четыре основных подхода к чтению литературы. Его произведение «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» стало настольной книгой многих американцев — один из тех трудов, который не теряет актуальности, несмотря на издание 1940 года. Попробуйте определить, каким из способов чтения пользуетесь.

 

Элементарный способ подходит для легкого чтения — вы читаете все слова на странице, понимаете общий замысел и способны уследить за сюжетом. Непродуктивное чтение, которое служит для коротания времени.

Инспекционный способ хоть раз в жизни пробовал каждый — чтение по диагонали, с поиском ключевых фраз в центральной части странице. Часто применяется студентами, подходит для тех случаев, когда нужно за короткий срок прочитать большое количество информации. Малопродуктивно, но позволяет узнать основную идею произведения. 

Аналитический способ предполагает максимальное погружение в книгу и тщательную работу над текстом. Требует большого количества времени, но гарантирует полное понимание книги — при таком способе читаются все примечания, ссылки, каждая идея автора тщательно анализируется.

Исследовательский способ подразумевает одновременную работу с несколькими источниками информации по одной теме. Читатель сравнивает несколько мнений по одному вопросу, знакомится с трудами многих экспертов. Обучающее чтение, требующее внимания и времени.

 

Держите в порядке свою библиотеку

Подходите со всей ответственностью уже к первому этапу — формированию списков книг. Огромный выбор, вариативность и доступность книг по маркетингу, продажам, тайм-менеджменту, финансам, саморазвитию и управлению могут с легкостью привести к растерянности.

 

Чрезмерное обилие информации не полезнее полного ее отсутствия. Списки становятся все длиннее, вы уже не можете вспомнить, почему добавили ту или иную книгу, мотивация окончательно пропадает и в минуты непреодолимого желания саморазвития вы в сотый раз перелистываете семь навыков Кови, потому что выделить что-то новое из своих бесконечных списков уже не в состоянии. Прежде чем браться за книгу, стоящую в списке первой, наведите порядок.

 

  • Определите формат для сохранения книг, которые вы находите. Правил нет, просто решите, что будет удобнее всего именно для вас — общая тетрадь, документ в Word или таблица в Excel. В идеале это будет одна программа, которая сможет синхронизироваться с любым вашим устройством, например, Wunderlist. Записывайте все рекомендации, все, что не записано — потеряно навсегда в чертогах вашего разума.

 

  • Разбивайте списки на темы и категории, организовывайте все произведения по тематикам — не храните в одном списке материалы по тайм-менеджменту и рекламе, среди книг по управлению персоналом искать пособие по продажам — нерационально.

 

  • Организовывайте библиотеку так, чтобы можно было отслеживать состояние каждой позиции. Отмечайте, где находится бумажная книга, или оставляйте ссылку на ее электронную версию, выставляйте статус «прочитано».

 

Порядок чтения книги

Как только вы определились с книгой, большая часть работы уже позади. Важно помнить, что выбранная книга — не художественное произведение, поэтому получение удовольствия от чтения — не самоцель. Ваша задача состоит в том, чтобы продуктивно использовать вычитанные советы. Чтобы эффективно проработать книгу, попробуйте прочитать ее по следующей структуре.

 

  • Прочитайте краткую биографию автора. Необязательно знать, где и когда он родился, сколько у него было братьев и как он учился в школе. Биография поможет заранее узнать о взглядах и убеждения автора книги, понять, является ли он экспертом в той области, в которой пишет.

 

  • Перечитайте заголовок и описание на обложке — там сформулированы основные идеи, часто приводятся цитаты из рецензий независимых экспертов. На этом этапе вы уже полностью понимаете, как и о чем будет говориться в книге.

 

  • Прочитайте вступительную и заключительную части.  Первый раздел показывают, что хотел донести до читателя автор, а последний — суммирует все вышесказанное. Если заключительная часть не вызывает интереса, если выводы кажутся очевидными, не стоит и начинать книгу.

 

  • Изучите оглавление, просмотрите первый и последний абзац каждой главы. Заголовок, подзаголовки, первые и последние предложения в параграфе помогут с легкостью воссоздать ход мыслей автора. Таким образом вы сможете понять главную мысль главы, а также изучить аргументацию автора.

 

Иногда достаточно такого изучения книги, но если вы хотите вынести практическую пользу, после знакомства с книгой по это системе, нужно перечитать ее основательно. После прочтения книги еще раз просмотрите содержание — это поможет быстро восстановить в памяти ключевые моменты.  

 

Почему я прочитал много книг, но ничему не научился?

Саморазвитие через чтение книг — это когнитивное обучение, оно достаточно поверхностно. Обучение через память обладает существенным недостатком — обучающемуся вовсе не обязательно понимать информацию, чтобы ее запомнить. Иными словами, вы может помнить тысячи страниц теории, не слишком вникая в суть предмета, если будете зазубривать его долгое время.  Если говорить о деловой литературе, то стоит упомянуть о двух типах бизнес-книг — практических пособиях со множеством советов и мотивационной литературе. Второй тип можно читать как художественные книги, но пользу от первого таким путем не получить.

 

Мысль о том, что количество прочитанных книг напрямую влияет на интеллект — коллективный самообман. Тысячи людей читают книги на скорость, ставят себе требование прочитывать по пять произведений в месяц, в надежде, что это сделает их лучшими специалистами в своей области. Книги, на обложке которых располагается обещание решения всех проблем, даже если бы и могли предложить такое решение, не смогут заставить нас вспомнить его в нужный момент.

 

Самое важное в приобретенных знаниях — уметь применить их в нужный момент. Помните о том, что мастера кунг-фу не читают книги о боевых искусствах, они практикуются каждый день. Это касается любых навыков, поэтому, прочитав действительно полезный совет, примените его в жизни, проверьте на деле, повторите еще раз и расскажите о нем другу. Только так вы перенесете знания из глубин своей памяти в арсенал рабочих навыков.

 

Деловая литература — не панацея

Многие начинающие предприниматели верят, что прежде чем приступить непосредственно к работе, им необходимо прочесть определенное количество бизнес-книг, пройти несколько курсов и проконсультироваться со специалистом. Обширная программа, направленная на всестороннюю подготовку к предпринимательской деятельности, сожалению, в некоторых случаях приводит к обратному результату.

 

Есть два варианта развития событий: молодой предприниматель, прочитав огромное количество тематической литературы, теряет мотивацию продолжать, либо навсегда остается теоретиком, не способным применить полученные навыки на практике. Есть и другие подводные камни бизнес-литературы, которые опасны исключительно для предпринимателей.

 

  • Чтение книг требует достаточного количества времени, которое могло бы потрачено на практические исследования своей сферы. Это не значит, что любое чтение бесполезно, но классическая бизнес-литература, написанная ведущими западными экспертами, зачастую содержит советы, не применимые к российскому рынку. В итоге молодой предприниматель получает навыки, не эффективные в условиях его работы. Справиться с этой проблемой можно, читая профессионально подготовленные краткие содержания — берите максимум пользы за короткое время.

 

  • Книги, особенно в бумажном варианте, стоят немало. Учитывая, что продуктивное чтение возможно именно с бумажными источниками, существенные финансовые траты неизбежны. В случае с молодым бизнесом, те же средства, вложенные в рекламу, могут принести больше пользы.

 

  • Долгое изучение бизнес-литературы ведет к отсрочке непосредственного перехода к делу. Время уходит на визуализацию и планирование, но старт не становится ближе. Всегда будет казаться, что до начала нужно прочесть еще несколько великих книг, в то время как конкуренты будут просто работать.

 

Читайте хорошую литературу, в ней можно найти много полезного, но не стройте вокруг нее всю свою подготовку. Читать о том, как правильно работать, легче, чем работать, но именно работа принесет вам деньги.