Понятия педагогика и андрагогика оба имеют греческое происхождение. Оба содержат в себе греческий глагол «его», который означает «вести, направлять», а греческие существительные andras и paidi означают мужчина и ребенок, соответственно.

Педагогика — это сфокусированный на ребенке подход к преподаванию. В то время как андрагогика это преподавание, нацеленное на взрослого человека.

Педагогика — это искусство или наука помогающая ребенку в постижении знаний.

Андрагогика — аналогичным образом помогает взрослому человеку.

ФАКТ: До 1950 года все исследования были направлены на изучения процесса познания у детей. Взрослым в этой сфере внимания практически не уделялось. Тем не менее термин «андрагогика» широко известен с 1833 года, когда немец Александр Капп использовал его относительно теории Платона. На практике же это понятие вновь вернулось в ранние 60-е и было использовано для описания отличительных характеристик взрослых учащихся, которые влияли не только на их мотивацию, но также и на общую способность к обучению по сравнению с детьми. 

Для тех, кто занимается образованием важно знать различия в подходе к обучению взрослых, их вовлечению и мотивации. Ниже мы описываем 5 основных различий по сравнению с педагогикой.

1. Поведение в процессе обучения

Взрослые ученики более осознанные и нацелены. Они контролируют весь познавательный процесс и на 100% ответственны за него. Они также глубоко вовлечены не только в процесс планирования обучения, но и в процесс оценки его качества. Так как они знают четко, что хотят получить на выходе. Дети, в этом смысле, менее нацелены больше зависят от своих учителей.

2. Наличие личного опыта

У взрослых, естественным образом, гораздо больше опыта по сравнению с детьми. Опыт взрослого человека становится его главным личным ресурсом в процессе учёбы. Чем этот опыт богаче, тем больше взрослый ученик может привнести разнообразия в учебный процесс. Молодые же ученики, напротив, имеют мало опыта что делает невозможным его использование в качестве ресурса. В связи с этим для детей в процессе обучения является неотъемлемым моментом построение правильного опыта в той или иной сфере.

3. Ориентация на познание

Какое знание чаще всего ищут взрослые люди? В большинстве случаев то, которое будет полезным в их личной жизни и рабочей среде. Взрослая аудитория требует, чтобы знание было соотносящимся с их личными задачами и проблемами. Чтобы, таким образом, образование помогало им улучшать личную жизнь и карьеру. Молодая аудитория же больше сконцентрирована на самом предмете и не склонна видеть прикладное значение той или иной информации.

4. Готовность к обучению

Готовность к обучению у взрослого человека может стимулировать практически всё что угодно: резкие перемены в жизни, образовавшиеся вызовы или проблемы, желание к саморазвитию и т.д. Взрослые знают, что хотят познать. Детям же дают четкий план того что они должны знать, чтобы перейти на следующую ступень мастерства.

5. Мотивация к обучению

Что мотивирует взрослых людей находить время на учёбу в их плотном расписании? Частыми ответами будут: повышение самооценки, развитие уверенности в себе, желание улучшить качество жизни, любопытство, тяга к саморазвитию и признанию. Дети же в данном случае больше заинтересованы в получении хороших оценок, одобрении окружения и избегании последствия неудач.

Из вышесказанного ясно что обучение взрослых может быть крайне продуктивным, если обучаемые люди имеют четко сформулированные цели и личную мотивацию к познанию.