Использование примеров – отличный способ помочь обучающемуся сформировать представления о чем-либо. Без такой помощи процесс обучения может оказаться затруднительным из-за естественной для человека неспособности сходу схватывать незнакомые абстрактные понятия.

Поскольку основной способностью нашего мозга является обобщение полученной информации, он учится складывать отдельные примеры в единое целое, как кусочки пазла. Именно так мозг формирует понятия: с помощью выделения отдельных идей и событий с общими характеристиками у нас появляется представление о каком-либо предмете, явлении или событии. 

Использование примеров – весьма эффективный способ осмысления окружающего мира. Например, когда вы впервые увидели какой-либо комикс, то вы, скорее всего, не имели представления о том, что значит “комикс” как отдельное понятие. Но затем, через некоторое время, вы узнали, что определенные виды штриховых рисунков, размещенных в некой последовательности с короткими текстовыми вставками и связным повествованием, принято называть комиксами. После этого вам уже было легче различать штриховые рисунки на комиксы и не комиксы.

Как же сделать обучение с помощью примеров максимально удобным?

1. Используйте разнообразные нерелевантные признаки

Детали примеров должны быть максимально различными, особенно, по не относящимся к делу характеристикам – таким образом учащиеся получат максимально достоверное представление об информации.

Приведем конкретный пример. Представим себе класс автошколы, занятие по ПДД. Инструктор объясняет какие ошибки возможно совершить за рулем, приводя в пример водителя-женщину. Ученики же могли ошибочно обобщить эти примеры и прийти к выводу, что такие ошибки совершают только женщины. Хотя это неверная информация.

Поэтому, внося разнообразие в наименее релевантные признаки примеров, вы обеспечите максимально корректное восприятие информации учениками. В противном же случае, у учащихся будут формироваться слишком ограниченные представления.

2. Идите от простых примеров к сложным

Согласно исследованиям, если ученик видит лишь простейшие примеры какого-либо, то он вряд ли будет способен классифицировать более сложные примеры в будущем. Происходит это лишь потому, что ему не хватает информации, чтобы сделать обобщение на более продвинутом уровне.

Представьте себе врача-травматолога, который изучает переломы костей только со смещением, исключая все остальные. Таким образом он получает неполное представление о всех существующих видах переломов. В результате, когда он столкнется со случаем перелома без смещения, то может поставить неверный диагноз.

3. Используйте похожие между собой примеры для понятий со схожими признаками

Некоторые исследования указывают на тот факт, что понятия с четко различимыми признаками (например, текстура и цвет) усваиваются лучше строго с примерами. Ученику нужно лишь обобщить полученную информацию, чтобы усвоить новые знания о понятии. Однако понятия, имеющие общие признаки, требуют определенных навыков различения, и, таким образом, нуждаются в подобранных примерах. Такие подобранные примеры должны одновременно присутствовать в рабочей памяти ученика.

Вернемся к понятию комикса, которое мы упоминали в самом начале. Эти изображения наглядно демонстрируют, что наличие надписи и картинки  – лишь один из признаков для обозначения комикса. Первое изображение – демотиватор; второе – мем; третье – картина Роя Лихтенштейна, созданная в стиле комиксов.

  

4. Опишите все примеры быстро, либо рассмотрите их одновременно

Демонстрируйте примеры так, чтобы между ними проходило как можно меньше времени. Благодаря этому в памяти ученика будут активны все примеры сразу, что способствует процессу обобщения информации. Если же показывать примеры со значительным временным промежутком, то ученику будет гораздо труднее связать их вместе и сделать вывод. Так что описывайте примеры в быстрой последовательности или размещайте на экране сразу несколько из них одновременно.

5. Обеспечьте ученикам возможность приводить свои собственные примеры для понятий

Если обучение происходит в атмосфере, позволяющей ученикам общаться с вами или между собой, то попросите их придумать свои собственные примеры для какого-нибудь понятия. Так вы заставите учащихся размышлять и взаимодействовать с вами, а это, в свою очередь, способствует более ясному формулированию понятия.