Согласно исследованиям, лишь 16% пользователей читают текст от начала и до конца. Как повысить этот процент? Возможно ли это в принципе? В данной статье вы научитесь основам редактуры: мы расскажем как заставить людей читать буквально каждое написанное вами слово.

Абсолютное большинство современных людей не читают, а бегло просматривают информацию. Остальные — сканируют текст, останавливаять только на том, что привлекает их взгляд по тем или иным причинам.

Учитывая это, мы предлагаем несколько способов создания эффективного контента — текста, который люди будут читать легко, быстро и с удовольствием. А главное, такого, который полностью донесет до читателя вашу основную мысль.

Для начала давайте рассмотрим три приема, о которых должен знать каждый веб-копирайтер:

  1. Лаконичность
    Краткость должна позволить вам выразить свою мысль настолько компактно и сжато, насколько возможно.

  2. Сканируемость
    Об этом мы говорили чуть выше. Облегчите задачу людям, которые не читают текст от начала до конца, а сканируют текст на предмет важной для них информации.

  3. Фактичность
    Пишите ясно и по делу. Людям нужны настоящие факты, а не пафосные фразы и назойливая чушь.

 

Ниже мы разберем более подробно каждый из трех пунктов и поясним, чем они так полезны копирайтеру. А для примера мы используем вот такой текст:

“Санкт-Петербург полон международно признанными достопримечательностями, которые неизменно привлекают огромные толпы людей каждый год. В 2016 году некоторыми из наиболее популярных мест были Эрмитаж (3 млн. посетителей), Русский музей (1,5 млн.), Петергоф (5 млн. посетителей), Царское село (3,5 млн.), Спас на Крови (2,5 млн.) и Петропавловская крепость (3,5 млн.)”

Этот текст мы отредактируем согласно вышеуказанным трем пунктам.

1. Лаконичность

Сократить поток своих слов целая проблема для многих писателей и копирайтеров. В итоге мы видим раздутый текст, обремененный безликими деталями и ненужной информацией. Главные минусы такого текста:

  • Слишком много деталей
    Так часто случается, когда писатель переоценивает читателей, а именно — их воображение, ум и базовые знания о предмете. Лучшее решение — знать и уважать свою аудиторию читателей.

  • Повторение одной и той же информации различными словами
    Получается многословный текст, полный лишней информации. Слов много, а смысла и пользы мало. Чтобы избежать перегруженности, старайтесь сводить каждый новый абзац к одной главной мысли.

  • Слишком много страдательного залога
    Сравним два простых примера:
         Действительный залог — “Маша подняла трубку”: ясно, четко и понятно.
         Пассивный залог — 
    “Трубка была поднята Машей”: некрасиво и коряво.
    Избегайте страдательных залогов, стройте предложения проще.

  • Слишком много наречий
    Наречия — одна из самых красивых частей речи. Но не стоит ей злоупотреблять. По возможности сокращайте их количество: вместо “Он громко сказал” лучше напишите “Он воскликнул”.

Перечисленные действия увеличивают количество слов в тексте, а смысловая нагрузка остается прежней, что плохо для читателя. Он видит огромный и нелепый текст, читать который долго и утомительно.

Писать лаконично — это значит не писать три слова, если можно обойтись двумя. Хорошо уметь обнаруживать лишние слова на стадии редактирования, но еще лучше — уметь избегать их с самого начала. Конечно, это потребует немало силы воли. Поэтому этот навык следует развивать непрерывной практикой!

А теперь будем лаконичны и исправим недостатки нашего текста:

“В 2016 году 6 самыми популярными достопримечательностями Санкт-Петербурга были: Эрмитаж, Русский музей, Петергоф, Царское село, Спас на Крови и Петропавловская крепость”

Результат: Текст стал на 58% лучше для восприятия и чтения. Больше нет лишних цифр и уточнений.

2. Сканируемость

Исследования показывают, что 79% читателей не читают, а сканируют взглядом страницы сайтов. Отсюда вопрос: при таком раскладе почему бы не сделать для читателя этот процесс легким, увлекательным и эффективным?

В конце концов, если вы хотите, чтобы ваш текст читали, нужно приспосабливаться под свою аудиторию. Поставьте себя на место читателей. Вы пишете для них, а не для себя. Это важно.

Главные элементы легко сканируемого текста:

  • Выделение главного
    Текст, напечатанный жирным шрифтом, курсивом, выделенный цветом или оформленный гиперссылками, привлекает внимание. Главное — не переборщить с такими выделениями, иначе вы не получите желаемого эффекта.

  • Подзаголовки
    Краткие и ясные подзаголовки сразу помогают читателю сканировать текст и находить нужную информацию. Заумные и длинные подзаголовки, наоборот, отвлекают внимание читателя.

  • Списки
    Ничто не структурирует текст лучше, чем маркированные и нумерованные списки.

  • Пробелы
    Огромные блоки неразрывного текста выглядят, прямо скажем, угнетающе. Пробелы, как и списки, отлично структурируют текст, делают его более сканируемым и легким для чтения.

  • Каждый абзац со своей основной мыслью
    Люди, ищущие информацию в интернете (особенно, о продукции или сервисе), хотят найти важные для них факты. Следовательно, абзацы, сфокусированные на определенных мыслях, помогут читателям быстро понять суть (а также дадут вам возможность использовать пробелы для разделения).

  • Принцип “перевернутой пирамиды”
    В школах и университетах студентов учат начинать письменные работы с введения, основ, постепенно добираться до сути и заключения. В интернете такая система не пользуется спросом. Никто не будет тратить время на то, чтобы докопаться до основной мысли вашего текста. Именно поэтому первое право копирайтера — начинать свой текст с самого главного, строя текст по правилу “перевернутой пирамиды”.

Итак, исправим наш текст, руководствуясь советами выше. Сделаем его более сканируемым:

“Санкт-Петербург известен своими достопримечательностями, которые неизменно привлекают огромные толпы людей каждый год. В 2016 году наиболее популярными местами были:

  • Эрмитаж
  • Русский музей
  • Петергоф
  • Царское село
  • Спас на Крови
  • Петропавловская крепость”

Результат: Читаемость этой версии улучшена на 47%.

3. Больше фактов, меньше воды

Современные читатели ненавидят шаблонные и рекламные тексты. Поэтому предложения типа “станет идеальным подарком...” или “лучший во Вселенной...” читатель воспринимает как пустое место. Если не хотите звучать как закоренелый корыстный рекламщик, воспользуйтесь советами:

  • Не будьте субъективны
    Описывая услугу или продукт, будьте предельно честны и беспристрастны. Не стоит восхвалять что-либо, утверждая, что продукт или услуга полностью идеальны и не имеют недостатков. Лучше обозначьте хотя бы несколько возможных недостатков — это можно сделать мягко и деликатно. От этого доверие читателей лишь возрастет.

  • Не расхваливайте что-либо без доказательств
    Хвастаться мы все любим… но это работает только в том случае, если ваша похвала подкреплена достоверными фактами. Ссылайтесь на авторитетные источники.

  • Не преувеличивайте
    Ваша фирма уж точно не выращивает “самые вкусные в мире” арбузы (даже если это так, это невозможно доказать!). Однако, если сказать, что ваша фирма производит “ультра-сочные и сладкие, как мед, арбузы без косточек, которые выиграли Голубую Ленточку на прошлогодней ярмарке”, получится куда лучше.

Потребитель тонко чувствует, когда ему что-то хотят продать, и крайне отрицательно на это реагирует. Поэтому копирайтерам следует быть более обходительными и аккуратными при составлении рекламных текстов.  А для этого необходимо писать объективно и беспристрастно.

Итак, отредактируем наш текст, и на этот раз мы будем честными и объективными:

“Санкт-Петербург известен своими достопримечательностями. В 2016 году 6-ка самых популярных мест выглядела так: Эрмитаж (3 млн.), Русский музей (1,5 млн.), Петергоф (5 млн. посетителей), Царское село (3,5 млн), Спас на Крови (2,5 млн.) и Петропавловская крепость (3,5 млн.).”

Результат: Читаемость абзаца улучшена на 27%.

 

А теперь подытожим все…

Использование описанных трех практик по одиночке может значительно улучшить ваш текст. Но действительно отличного результата можно добиться, лишь используя все три приема сразу.

Так что давайте теперь отредактируем наш текст, используя все три приема сразу:

“6 наиболее популярных мест Санкт-Петербурга в 2016 году:

  • Эрмитаж
  • Русский музей
  • Петергоф
  • Царское село
  • Спас на Крови
  • Петропавловская крепость”

Результат: Читаемость и легкость для восприятия этого текста улучшена на 124%.

А это значит, что такой текст привлечет максимум внимания.